Участники круглого стола в ТПП обсудили ситуацию, сложившуюся на Уральских заводах и СЭГЗ

Публикация с сайта Информационного агентства «РосБалт»

Коней при госзаказе не меняют

Участники круглого стола в ТПП обсудили ситуацию, сложившуюся на АО «Уральские заводы» и СЭГЗ

На прошедшем в ТПП РФ круглом столе на тему «Корпоративная стабильность как условие соблюдения режима госзакупок» обсуждались риски, возникающие при исполнении государственных закупок. Помимо парламентариев, специалистов по закупкам и юристов, на мероприятии выступили представители АО «Уральские заводы» и Сарапульского электрогенераторного завода (СЭГЗ), которые рассказали о попытках незаконного, по их мнению, поглощения предприятий и о системных проблемах при импортозамещении.

«Научный и технологический суверенитет строится не на догмах, а на реалистичном управлении производственными циклами и инвестициях в локализацию, — заявила по видеосвязи зампред комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Елена Писарева. — Сегодня большинство систем связи, вычислительной техники и радиоэлектроники производятся с применением глобальных цепочек в поставке компонентов. Так устроен весь технологический мир. В российских условиях, где формируется собственная микроэлектроника, но ряд компонентов, к сожалению, сейчас недоступен, использование комплектующих из дружественных стран — это не подмена отечественного продукта, а временный технологический компромисс».

Так парламентарий, по сути, прокомментировала оказавшуюся в центре внимания участников встречи тревожную ситуацию, сложившуюся вокруг крупного промышленного предприятия АО «Уральские заводы», генеральный директор которого Василь Мусин более года находится в СИЗО. По версии следствия, его предприятие поставило МВД радиостанции иностранного производства под видом российских на сумму в 50 млн руб.

«Вы тут шильдики переклеиваете»

«Мы изготовили продукцию согласно подписанному с МВД контракту, отгрузили ее, и вдруг руководство предприятия обвинили в том, что она не соответствует контракту по причине ее „нероссийского“ происхождения, — рассказал нынешний генеральный директор АО „Уральские заводы“ Олег Липатов. — По сути, нам сказали: „вы тут шильдики переклеиваете“. Причина была названа такая, что эта техника изготовлена из импортных комплектующих. Собственно говоря, так устроен сейчас весь мир: разбери любой прибор, под любым брендом — и там окажутся китайские комплектующие. Тем не менее уголовное дело было заведено. Данный контракт был с МВД, однако у нас есть еще два других крупных заказчика — Росгвардия и ФСБ, которые с нами заключают, по сути, такие же контракты на то же самое оборудование, и никаких претензий к нему не имеют, присылают нам исключительно благодарственные письма».

Адвокат «Уральских заводов» Михаил Жихарев подчеркнул, что предприятие столкнулось с внутренними факторами, которые создают угрозу надлежащему исполнению гособоронзаказа.
«Претензии со стороны следственных органов состоят в том, что под видом отечественной поставлялась импортная продукция, и эти выводы строятся только на заключении эксперта Алексея Бабанина, — пояснил юрист. — Бабанин, который, как выяснилось, не является даже специалистом в области радиоэлектронного производства, аргументировал свою позицию тем, что в радиостанциях „Эрика“ используются импортные компоненты. Причем этот эксперт сделал свои выводы, не посещая наше производство, не исследуя конструкторскую документацию, специальное нормативно-правовое регулирование именно производства радиоэлектронной продукции».

По словам адвоката, проведенное Институтом законодательства и сравнительного правоведения при правительстве РФ (ИЗИСП) исследование опровергло выводы Бабанина. «Критерии страны происхождения, которые используются в отношении гражданской продукции, не подлежат применению в поставке специальной техники в рамках гособоронзаказа, — поясняет свою правовую позицию юрист „Уральских заводов“. — Прежде, чем такая техника поставляется заказчикам, она проходит все этапы так называемой военной приемки, которая использует повышенные стандарты качества, так называемые „военные ГОСТы“, которые исключают какие-либо манипуляции, связанные с отклонением от качества этой продукции».

Адвокат напомнил, что радиостанции «Эрика» поставляются в силовые ведомства более десяти лет, на заводе есть военное представительство и оборудование для проверки всех тактико-технических характеристик этих устройств. Никаких претензий и рекламаций за этот период времени со стороны эксплуатирующих организаций никогда не было.

Михаил Жихарев сообщил, что в конце 2024 года предприятие получило письмо Минпромторга с предложением «Уральским заводам» нарастить производство для обеспечения средствами связи органов власти приграничных территорий. Но на сегодняшний момент производитель не может выполнять задачи, поставленные государством.

«Получается диссонанс, — говорит Жихарев. — С одной стороны, органы госвласти просят „Уральские заводы“ увеличить производство, востребованное силовыми ведомствами. С другой — следственные органы, опираясь на некомпетентное, на наш взгляд, мнение единственного эксперта, блокируют эту работу».

Контракты за 10 лет признаны недействительными!

По словам адвоката Жихарева, в июне этого года следствие преподнесло еще один сюрприз для предприятия: признало недействительными исполненные для МВД контракты за все предыдущие 10 лет. Соответственно, сумма ущерба, который якобы нанесли бывший гендиректор Василь Мусин и основной владелец предприятия Виталий Шурыгин, увеличилась с 50 до 380 миллионов рублей.

«И это несмотря на то, что все радиостанции все эти годы успешно использовались подразделениями этого ведомства — не было получено ни одной рекламации по отношению к изготовителям, — рассказывает адвокат. — Кроме того, в контрактах даже не было условия, что поставляемые изделия должны быть российскими, они просто должны были отвечать необходимым характеристикам. Тем не менее правоохранители посчитали, что основной акционер совершил хищение у государства на ту же самую сумму поставок — 380 миллионов. Как будто он где-то нашел эти радиостанции! Получается абсурдная ситуация».

После выступления на круглом столе представителя Сарапульского электрогенераторного завода (СЭГЗ) Андрея Сторонкина выяснилось, что у абсурда вполне может быть логика. По словам Сторонкина, после того как была увеличена сумма ущерба, следователь обратился в суд с просьбой наложить арест на акции Шурыгина и других мажоритарных акционеров СЭГС. Суд удовлетворил обращение следователя, а буквально на следующий день миноритарный акционер предприятия компания «Технодинамика», владеющая 25,5% акций, выдвинула требование о созыве внеочередного собрания акционеров и избрании нового генерального директора — своего ставленника. Поскольку акции остальных мажоритарных акционеров заблокированы и голосовать они не могут, то 25,5% «Технодинамики» превращаются в 100%.

И еще весьма показательный момент. В то время как руководство СЭГС не было даже извещено об обращении следователя в суд, представители миноритариев практически на следующий день после судебного заседания пришли к регистратору акций и известили его о решении суда. При этом судебное постановление еще не было даже опубликовано.

Импорт — не преступление

Вместе с представителями «Уральских заводов» и Сарапульского электрогенераторного завода на круглом столе выступили специалисты по госзакупкам — президент Лиги по защите прав производителей на потребительском рынке Дмитрий Шаблинский, член совета ТПП РФ по развитию системы закупок Дмитрий Казанцев, доцент Финансового университета при правительстве РФ Валерий Смирнов, экономист, сотрудник Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова Елена Басалаева, консультант по связям с органами государственной власти Консорциум «ПОПСБ» Татьяна Львова, член общественного совета Фонда правовой журналистики Николай Лукьянчук и другие. Их мнения так или иначе сводились к тому, что государство как заказчик и предприятие — исполнитель госзаказа — очень зависят друг от друга, по сути, находятся в одной связке.

«Когда государство заказывает сложную продукцию — от средств связи до приборостроения — производитель берет на себя не только коммерческие, но и стратегические обязательства, — подчеркнула сенатор Елена Писарева. — Но с другой стороны, государство также обязано брать на себя обязательства по защите стабильности поставщика, если оно выполняет контракт добросовестно, с соблюдением всех норм и требований госприемки, технической документации и законодательства. Ни одна из этих задач не может быть выполнена в условиях, когда предприятия теряют правовую устойчивость и управленческую непрерывность».

Алексей Чепа: учиться у БРИКС

Коллегу по верхней палате поддержал выступивший по видеосвязи первый заместитель комитета по международным делам Госдумы Алексей Чепа. «В странах группы БРИКС действует режим упреждающей защиты предприятия в случае следственных действий или корпоративных конфликтов, затрагивающих исполнение госконтрактов, — заявил депутат. — Мы живем в эпоху, когда каждое локальное событие мгновенно становится предметом оценки на международной арене. Случаи нестабильности управления на предприятиях, участвующих в гособоронзаказе и национальных программах, рассматриваются как признаки внутренней правовой уязвимости государства. Более того, в нынешних условиях международной кооперации, когда российские предприятия активно взаимодействуют с партнерами из Китая, Индии, стран Ближнего Востока, корпоративная нестабильность может быть воспринята как недобросовестное исполнение обязательств и ослабить доверие зарубежных партнеров к нашим производителям».

Коней при госзаказе не меняют

Представители «Уральских заводов» и СЭГС подтвердили, что сложившаяся на заводе ситуация действительно вызвала много вопросов у их китайских контрагентов. Но самое главное, они опасаются, что инициируемая миноритариями смена менеджмента на сарапульском заводе может привезти к срыву выполнения госзаказов. По их словам, региональные предприятия отличаются от столичных, где порою работники не знают даже имени своего руководителя.

Сарапул — город небольшой, здесь почти все жители, связанные с заводом, друг друга знают. Не последнюю роль в деятельности СЭГС играют заводские традиции, одной из которых является преемственность руководителей. За десятилетия существования электрогенераторного завода предприятием никогда не руководили случайные люди, у его руля всегда были производственники с большим опытом и стажем. Многие из них жили с детства в Сарапуле и прежде, чем возглавить завод, начинали на нем простыми инженерами.

В 2019 году акционеры АО «СЭГЗ» доверили пост генерального директора предприятия местному уроженцу, человеку, чья профессиональная карьера была почти полностью связана с заводом — Алексею Беляеву. Между тем АО «Технодинамика», неожиданно превратившаяся из миноритариев в мажоритарии, планирует избрать вместо Беляева нового гендиректора завода, предложив в качестве кандидата на должность руководителя СЭГЗ некоего Заурбека Юсупова, стороннего для сарапульцев человека, которого никто на заводе не видел и не знает.

Судя по биографии этого человека, он очень далек от производственных реалий: работал в системе Центробанка России, занимал должности в нефтяных компаниях, возглавлял владивостокский порт, откуда был уволен акционерами. Если верить сообщениям СМИ, являясь гендиректором порта, Юсупов организовал себе незаконную выплату аванса в размере 15 млн рублей, а также без разрешения наблюдательного совета назначил на пост директора дочерней компании порта своего родного брата, который успел получить 22 млн рублей. Закономерный вопрос: как воспримут работники предприятия приход такого управленца?

Алексей Беляев поднимался по кадровой лестнице на глазах у коллектива предприятия, многим из них помогал, был с ними, что называется, «и в горе, и в радости», на свадьбах и похоронах. Предприятие успешно работает, существенную часть доходов направляет на строительство детских садов, школ, больниц, строит для работников жилье в микрорайонах «Южный» и «Элеконд», стадионы, бассейны. И вот московская компания, о которой рабочим ничего не известно, присылает им в качестве руководителя некого Заирбека Юсупова. Не воспримут ли такое назначение заводчане как пощечину коллективу?

А ведь речь идет о государственном заказе. Электрогенераторы завода ждут новые отечественные самолеты, предприятия, выпускающие оборонную продукцию. Как говорили в старину, коней на переправе не меняют. Тем более неразумно менять коней, которые отлично «скачут».
«Если одна из „костяшек“ предприятия начинает заваливаться, она может нарушить всю производственную цепочку, которая устоялась, выдержала многие сложные внешние факторы, — подвел итог выступлению представителей удмуртских заводов Михаил Жихарев. — Почему нам сегодня мешают работать и за что наказывают? Из-за искусственно создаваемых препятствий мы уже год не можем ввести новый цех с уникальным оборудованием, предприятия находятся в подвешенном состоянии. Неужели государству выгодно ломать нас через колено, да еще в столь непростой нынешней ситуации?»

Представители столичной коллегии адвокатов «Ошеров, Онисковец, Фадеев и Партнеры» Юлия Бадыло и Антон Фадеев согласились с представителями удмуртских предприятий, отметив, что ситуации, в которой они оказались, к сожалению, не единичны. На практике их юридической компании также приходилось сталкиваться с корпоративными конфликтами, а порой и откровенными попытками рейдерского захвата предприятий, происходящими на фоне исполнения государственных закупок. «Корпоративные споры, сопровождающиеся арбитражными исками, а иногда и уголовным преследованием, нарушают весь производственный комплекс, рушат цепочки поставок, демотивируют трудовые коллективы, что влияют на производительность предприятий. В результате проигрывает и государство, и производственники», — заявили они.

По завершении работы круглого стола его участники подписали резолюцию и направили ее в профильные ведомства. В начале сентября в ТТП решили вновь вернуться к обсуждавшейся важной, по их мнению, темы, пригласить на мероприятие представителей властей республики Удмуртия, а также госструктур, куда был направлен подписанный документ.

Елена Рыбакова, Сергей Понаровский